После ознакомления с техникой гризайль следует задание для начальной работы с цветом под названием натюрморт на сближенные цвета.
Наш практический опыт преподавания живописи и учебные теории сходятся в том, что в начале обучения нужно сконцентрироваться на выполнении заданий с точной постановкой задачи. Это главное отличие учебной работы от творческой. Индивидуальный стиль, собственная манера и сюжеты придут в процессе. Начинать с творческих заданий, значит заранее отказаться от основ изобразительной грамоты и активации познавательных возможностей.
Натюрморт на сближенные цвета является примером учебного задания, где перед учеником стоит конкретная цель:
- разработать тональную и пространственную моделировку близких по цвету объектов
- несмотря на ограниченный выбор цветов проявить живописный характер постановки
- отобразить типовые черты каждого материала, участвующего в постановке, например, стекло, металл, керамика, ткань
- сохранить цельный образ натюрморта, согласовать все объекты по колориту.
Для примера хотим привести серию учебных работ, сделанных нашими учениками с одного натюрморта. Все работы выполнены на наших уроках живописи.
Описание натюрморта.
Для постановки были подобраны простые по форме предметы, объединенные единой цветовой концепцией. Само задание натюрморт на сближенные цвета подразумевает некое количество предметов, близких по цвету, это не означает, что все элементы сцены должны быть в одной цветовой гамме. Достаточно одной группы предметов, распределенных по плоскости, чтобы реализовать поставленные в задании цели.
Доминантой композиции стал глиняный кувшин, самый массивный по форме и объему. Уравновешивает композицию по вертикали высокая, узкая бутылка, насыщенного зеленого цвета с небольшими ручками у горлышка. Рядом с глиняным кувшином расположен небольшой фарфоровый чайник ровного белого цвета. Между кувшином и бутылкой помещена пиала белого цвета, в которой лежат восковые модели лайма и светло-зеленой груши. Вокруг пиалы лежат восковые модели слева авокадо, справа огурца.
Важной особенностью учебной постановки является роль драпировок в композиции сцены. В этом натюрморте драпировки подобраны и распложены так, чтобы с одной стороны разделить группы предметов контрастными границами, с другой стороны, цвет тканей приводит цветовое соотношение масс к гармонии. На зеленой драпировке расположен всего один зеленый предмет – авокадо, на белой, компенсируя объем зеленой ткани, помещена целая группа зеленых предметов – бутылка, огурец, лайм, груша. На зеленой ткани для уравновешивания белой драпировки расположен белый чайник.
Каждая деталь постановки была обдумана и четко установлена нашими педагогами, чтобы ученики во время работы над заданием ясно представляли себе задачу.
Изображение группы зеленых предметов является ключевым фокусом постановки. Близкие по цвету и тону объекты нужно изобразить так, чтобы они не сливались в единую массу, найти в каждом предмете нюансы оттенков и удаления от переднего плана, передать характер поверхности и степень освещенности зеленого стекла в бутылке, зеленой материи в драпировке, зеленой кожуры лайма, авокадо, груши, огурца.
Задания такого типа содержат в себе важный, вначале не очевидный принцип, касающийся не только живописи, но и рисунка: видеть в модели, натюрморте не только объекты для изображения на листе, а насыщать их концептуальным смыслом, добавлять изобразительный подтекст. Это, в свою очередь, поможет точнее передавать характер модели или образ натурной постановки.
Подробнее о занятиях в нашей художественной студии вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.