Следующим заданием курса рисования является натюрморт из геометрических фигур.
Ранее в статье рисование геометрических тел разбиралось построение отдельных предметов. Имея за плечами опыт этого урока, мы приступаем не просто к следующему заданию, а заданию нового уровня.
Для начала стоит разобраться с тем, что представляет собой данная постановка.
Описание натюрморта из геометрических фигур.
Для постановки выбираются 3-4 предмета с разными конструктивными характеристиками. Для примера, куб представляет собой каркас, где все грани и плоскости находятся под углом 90 градусов. Геометрическое тело – шар образуется путем вращения полукруга вокруг центральной оси с двумя полюсами, которые определяют диаметр шара. Пирамида — это каркасная конструкция, в основе которой многоугольная база, а остальные грани – треугольники с общей вершиной. Цилиндр — это также как и шар тело вращения, но по заданной траектории, ограниченное с двух сторон параллельными плоскостями. В постановке можно использовать цилиндр со скощенной плоскостью. Интересным объектом для изображения является гипсовая модель яйца, конструкция которого представляет тело вращения с разными диаметрами по всей оси.
Предметы в постановке должны иметь близкие по масштабу размеры и не должны слишком выделяться или, наоборот, пропадать.
Фигуры расставляются группой, но не в ряд или шеренгу, а полноценной пространственной композицией, чтобы от сочетания разных форм образовывался интересный силуэт и общий объем постановки. Большую роль играет правильное сочетание предметов, так, чтобы статичные, динамичные и тела вращения находились в сбалансированном единстве и подчеркивали форму друг друга.
К фигурам можно добавить драпировку с простыми положениями складок. Драпировка в данном случае нужна для тонового объединения фигур и своеобразного камертона к белому цвету гипса.
Важным моментом является освещение. Лучше всего для таких натюрмортов подходит рассеянный, ровный свет, без жесткого направленного потока. Сильное и контрастное освещение может сбивать с толку и отвлекать на второстепенные детали.
Ракурс для работы лучше всего выбирать фронтальный, и так, чтобы предметы не перекрывали полностью соседние.
В зависимости от присутствующих предметов выбирается горизонтальная или вертикальная ориентация листа, что может сильно повлиять на общую композицию работы.
Работа выполняется на листе форматом А2 карандашами НВ.
Задача натюрморта из геометрических фигур.
Разные в конструктивном плане предметы, собранные в одну группу, решают главную задачу этого урока – освоить изображение ключевых для рисунка форм в их прямом влиянии друг на друга. Ведь сам смысл натюрморта в том, чтобы показать не отдельные объекты, а общую композицию с единой тональной и пространственной моделировкой.
Перед учеником стоит задача не построить и заштриховать четыре геометрические фигуры, а изобразить взаимосвязанную группу предметов, объединенную общим положением на предметной плоскости и общей зависимостью от источника света.
Это отражается на самом первом этапе построения – поиске места на листе. Нужно найти и правильно расположить не только группу предметов, но и падающие тени, что бывает не так просто в начале обучения. Тень не является материальным объектом, а только лишь пространством, на которое не падает свет, однако ее надо также точно строить и также строго подчинять законам перспективы и тональной моделировки, как и реальные объекты. В этом заключается еще одна сложность – необходимо применять навыки перспективы ко всем предметам сцены, то есть на более сложном уровне работать с точками схода и линией горизонта.
Еще одной особенностью натюрморта является то, что из-за большого количества фигур и сложной светотени постоянно возникает желание срисовывать, а не строить, закрашивать светлые и темные пятна, а не моделировать объем. Мы советуем ученикам, после того как нарисованы конструкции и правильно пойманы пропорции, все меньше обращаться к натуре, применяя к предметам аналитические методы построения.
Эти проблемы взяты из реальной учебной практики, то, с чем сталкиваются ученики и педагоги в процессе обучения.
Напоследок хотим привести некоторые мысли и впечатления наших учеников от выполнения этого задания:
«Потратив больше времени и сил на этот натюрморт, я сэкономлю это на следующих заданиях.» Это совершенная правда, то, что вы научитесь делать в этом упражнении поможет легче справляется с последующими.
«В последующем обучении больше не встретятся эти предметы.» С одной стороны, это так, но с другой — данные формы будут встречаться постоянно только в более сложном виде.
Записаться на наши уроки рисунка можно по телефонам: 8 903 669-66-79 и 8 903 668-69-36.