Цветовой шар Рунге

Цветовой шар Рунге

Продолжаем знакомится с основами цветоведения в композиции. Материалы этой публикации пригодятся для работы с заданием «Цветовой круг».

На очереди статья про важнейшую веху в истории изучения цвета, которая повлияла на все последующие течения. Речь пойдет про Цветовой шар Рунге.

Краткая биография Рунге.

Филипп Отто Рунге (нем. Philipp Otto Runge) родился 23 июля 1777 года в портовом городе Вольгаст, который расположен в земле Мекленбург-Передняя Померания, сейчас это Германия, в то время город находился под управлением Швеции, в многодетной семье потомственных корабельных мастеров. Из-за того, что были старшие братья, которые продолжили семейное дело, и позволял общий достаток, Филиппа отправили учиться на художника.

С 1799 по 1801 он обучался в художественной академии Копенгагена, с 1801 по 1804 — в Дрездене. Важным моментом в жизни Рунге стало знакомство в 1803 с Иоганном Вольфгангом Гете. В этот период Гете, как и Рунге, активно занимался изучением цвета, пытаясь понять его природу и закономерности проявления. Эта тема настолько сблизила двух творцов, что стала поводом для крепкой и продолжительной дружбы. Сам Рунге впоследствии стал видным представителем романтического направления в живописи. Широко известно скептическое отношение Гете к этому стилю, однако, творчество Рунге он всегда оценивал положительно.

В 1810 Рунге опубликовал свою первую крупную работу под названием «Цветовая сфера», интересно, что в этом же году появилась работа Гете «Учение о цвете». Есть мнение, что авторы советовались друг с другом, но ничего не заимствовали, так как при общих источниках создали разные концепции.
Рунге прожил всего 33 года, в 1810 умер от туберкулеза. За свою непродолжительную жизнь выпустил ряд статей, заметок на тему цветовой классификации и упорядочивания цветов. С помощью братьев вся его научная переписка и печатные работы были опубликованы. Между тем, разработанная им концепция Цветового шара получила известность и существует по сей день, на основе его работ последующие художники и ученые довели науку о цвете до современного вида.

Описание цветовой сферы Рунге.

На работу Рунге опять-таки повлияло общение с Гете и их параллельное изучение цвета. Отталкиваясь от цветового круга Гете, Рунге как профессиональный художник понимал, что нельзя уместить все многообразие цветов в один круг или в несколько полос цветового спектра. Он искал модель, которая могла бы вобрать в себя все существующие цвета и оттенки.
К 1807 году у Рунге появились первые наработки идеи о цветовой сфере, а к 1810 идея воплотилась в четкую систему, так появился знаменитый Цветовой шар Рунге.

Схема цветового шара Рунге
Схема цветового шара Рунге

За основу Рунге взял сферу и по линии экватора расположил чистые цвета, по сути, вписал в сферу цветовой круг Гете. На северном полюсе был расположен белый цвет, на южном — черный. Используя меридианы и параллели, Рунге удалось представить полный градиент каждого цвета, образующегося от смешения чистого цвета с белым и черным, а также всю гамму промежуточных оттенков.

Рунге как практикующего художника волновало положение малонасыщенных цветов, то есть цветов с большим присутствием белил или серого цвета. В своей системе он нашел для них место, автор назвал их «ряды цветов для дальнего плана». Имелось в виду, что цвет в процессе удаления теряет свою насыщенность и постепенно переходит в светло-серое состояние. Рунге первый из художников показал на практике изменение цвета в перспективе и его качеств в пространстве.

В итоге получилась первая в истории трехмерная модель цветовой системы, ясная и понятная для использования. Впоследствии целый ряд теоретиков искусства и ученых дорабатывали и совершенствовали систему Рунге, однако, заложенный им принцип – расположение полного спектра цветов в трехмерном пространстве — остался без изменения, а впоследствии, уже в XX веке, был признан абсолютно правильным, и на его основе были созданы современные цветовые системы.

Цветовая концепция Рунге
Цветовая концепция Рунге

Мы публикуем данные материалы, чтобы показать, насколько важно знать основы художественных дисциплин, насколько важно помнить тех, кто посвятил свою жизнь изучению и разгадыванию тайн окружающего мира, без этих открытий мы бы до сих пор рисовали угольками на стенах пещер и не особо понимали, что делаем.

Уроки композиции в нашей мастерской — это базис для любой художественной дисциплины, без знаний законов композиции и цветоведения можно блуждать в целом море творческой информации. Мы ставим цель научить вас осознанно работать и понимать суть каждого процесса.