Продолжаем знакомится с основами цветоведения в композиции. Материалы этой публикации пригодятся для работы с заданием «Цветовой круг».
На очереди статья про важнейшую веху в истории изучения цвета, которая повлияла на все последующие течения. Речь пойдет про Цветовой шар Рунге.
Краткая биография Рунге.
Филипп Отто Рунге (нем. Philipp Otto Runge) родился 23 июля 1777 года в портовом городе Вольгаст, который расположен в земле Мекленбург-Передняя Померания, сейчас это Германия, в то время город находился под управлением Швеции, в многодетной семье потомственных корабельных мастеров. Из-за того, что были старшие братья, которые продолжили семейное дело, и позволял общий достаток, Филиппа отправили учиться на художника.
С 1799 по 1801 он обучался в художественной академии Копенгагена, с 1801 по 1804 — в Дрездене. Важным моментом в жизни Рунге стало знакомство в 1803 с Иоганном Вольфгангом Гете. В этот период Гете, как и Рунге, активно занимался изучением цвета, пытаясь понять его природу и закономерности проявления. Эта тема настолько сблизила двух творцов, что стала поводом для крепкой и продолжительной дружбы. Сам Рунге впоследствии стал видным представителем романтического направления в живописи. Широко известно скептическое отношение Гете к этому стилю, однако, творчество Рунге он всегда оценивал положительно.
В 1810 Рунге опубликовал свою первую крупную работу под названием «Цветовая сфера», интересно, что в этом же году появилась работа Гете «Учение о цвете». Есть мнение, что авторы советовались друг с другом, но ничего не заимствовали, так как при общих источниках создали разные концепции.
Рунге прожил всего 33 года, в 1810 умер от туберкулеза. За свою непродолжительную жизнь выпустил ряд статей, заметок на тему цветовой классификации и упорядочивания цветов. С помощью братьев вся его научная переписка и печатные работы были опубликованы. Между тем, разработанная им концепция Цветового шара получила известность и существует по сей день, на основе его работ последующие художники и ученые довели науку о цвете до современного вида.
Описание цветовой сферы Рунге.
На работу Рунге опять-таки повлияло общение с Гете и их параллельное изучение цвета. Отталкиваясь от цветового круга Гете, Рунге как профессиональный художник понимал, что нельзя уместить все многообразие цветов в один круг или в несколько полос цветового спектра. Он искал модель, которая могла бы вобрать в себя все существующие цвета и оттенки.
К 1807 году у Рунге появились первые наработки идеи о цветовой сфере, а к 1810 идея воплотилась в четкую систему, так появился знаменитый Цветовой шар Рунге.
За основу Рунге взял сферу и по линии экватора расположил чистые цвета, по сути, вписал в сферу цветовой круг Гете. На северном полюсе был расположен белый цвет, на южном — черный. Используя меридианы и параллели, Рунге удалось представить полный градиент каждого цвета, образующегося от смешения чистого цвета с белым и черным, а также всю гамму промежуточных оттенков.
Рунге как практикующего художника волновало положение малонасыщенных цветов, то есть цветов с большим присутствием белил или серого цвета. В своей системе он нашел для них место, автор назвал их «ряды цветов для дальнего плана». Имелось в виду, что цвет в процессе удаления теряет свою насыщенность и постепенно переходит в светло-серое состояние. Рунге первый из художников показал на практике изменение цвета в перспективе и его качеств в пространстве.
В итоге получилась первая в истории трехмерная модель цветовой системы, ясная и понятная для использования. Впоследствии целый ряд теоретиков искусства и ученых дорабатывали и совершенствовали систему Рунге, однако, заложенный им принцип – расположение полного спектра цветов в трехмерном пространстве — остался без изменения, а впоследствии, уже в XX веке, был признан абсолютно правильным, и на его основе были созданы современные цветовые системы.
Мы публикуем данные материалы, чтобы показать, насколько важно знать основы художественных дисциплин, насколько важно помнить тех, кто посвятил свою жизнь изучению и разгадыванию тайн окружающего мира, без этих открытий мы бы до сих пор рисовали угольками на стенах пещер и не особо понимали, что делаем.
Уроки композиции в нашей мастерской — это базис для любой художественной дисциплины, без знаний законов композиции и цветоведения можно блуждать в целом море творческой информации. Мы ставим цель научить вас осознанно работать и понимать суть каждого процесса.