Следующее задание требует дополнительной подготовки в виде создания серии эскизов, поэтому данная статья будет посвящена отдельно эскизам для задания Врезки.
Подробное описание задания будет приведено в одноименной статье Врезки. В этой публикации представлена информация о подготовительных этапах.
Задание Врезки представляет собой сочетание практических наработок и образного мышления. Если в предыдущих заданиях, таких как Ваза на кубе и Натюрморт из геометрических предметов, перед учеником стояла конкретная постановка, которую необходимо было изобразить, то в этом задании отсутствует сам объект для изображения. Ученику на основе опыта предыдущих заданий необходимо придумать композицию из геометрических предметов, которые взаимно друг друга пересекают, другими словами «врезаны» друг в друга.
Конечно, для каждого учебного задания можно делать предварительные эскизы, главным образом для того, чтобы правильно вписать предметы в лист, определить тоновую раскладку, но в задании Врезки без подготовительных эскизов просто не обойтись.
Стадия эскизов необходима для того, чтобы проверить и узнать, насколько ученик владеет приемами образного построения геометрических предметов в пространстве. Для более точного изображения таких предметов как треугольная призма, шестиугольная призма, конус, пирамида можно иметь перед глазами их гипсовые модели, однако, пространственную компоновку и пересечение нужно произвести в голове.
Под руководством педагога происходит постепенное создание общего силуэта будущей композиции, поиска концепции и положения группы на листе.
В данной работе используются правила классического построения перспективы с точкой схода, без аксонометрии.
Важной составляющей работы, которая непосредственно повлияет на общий образ композиции, на динамику, на положение теней является положение предметов относительно линии горизонта. На стадии эскизов определяется точка осмотра и точка схода относительно которых будет выполнятся построение. Таких положений может быть три:
- Ниже линии горизонта. Все верхние плоскости предметов видимы, смотрим на группу сверху.
- Выше линии горизонта. Все нижние поверхности предметов видимы, смотрим снизу.
- Линия горизонта посередине. Верхние и нижние плоскости сходятся в точки схода на линии горизонта.
После определения положения точки осмотра начинается конструктивная разработка группы и создание пластического образа. Для этого можно использовать следующие удобные приемы:
- Выбрать для композиции определенную форму (пятно), например, прямоугольник, и расположить предметы таким образом, чтобы они заполняли выбранную форму по контуру, далее объединить их пересекающимися вспомогательными предметами.
- Заложить центральную группу, а от нее вести построение до границ намеченного силуэта.
Эти приемы являются обобщенными методиками создания пространственных композиций. Непосредственно в работе педагог подскажет, каким методом воспользоваться, с чего начать, как можно комбинировать и вырабатывать собственную технику.
Эскизы в данном задании не просто удобны, а необходимы по двум важным причинам.
Во-первых, без наличия эскиза и без опыта сразу начинать работу на большом листе очень накладно. Все поиски и предварительные построения, выполняемые на большом листе, намного увеличивают время работы и осложняют ее. Придется много стирать и переделывать, это отразиться на чистоте и свежести работы.
Во-вторых, имея перед глазами готовую композицию, ничего не стоит перенести ее на большой лист, воспользовавшись методами переноса в рисунке.
Необходимо сделать 3-4 качественных эскиза именно для того, чтобы почувствовать динамику врезок, попробовать различные варианты и комбинации, найти интересные решения и конструктивные узлы. Такая работа чрезвычайно полезна и информативна, только на эскизах можно опробовать и понять (при помощи педагога) механику врезок, как различные предметы пересекаются, как выглядят их сечения и положения.
В итоге из нескольких эскизов выбирается один, и на основе его начинается работа на большом формате.
Эскиз на этой стадии это визуальная заготовка и прообраз будущего полноценного рисунка. От того, насколько грамотно будет выполнен эскиз, насколько точно будут продуманы конструктивные узлы врезок, зависит удобство и время работы над большим рисунком.
Все изображения, представленные на сайте, это работы наших учеников, выполненные на уроках рисунка, узнать подробнее о которых можно по телефонам: 8 903 669-66-79 и 8 903 668-69-36.