Цветовой круг Оствальда

Цветовой круг Оствальда

Изучение гармоничных сочетаний цвета, особенно в современных представлениях, невозможно без ознакомления с цветовым кругом Оствальда. Также эта тема является подготовительным материалом для задания Цветовой круг.

К сожалению, труды крупнейшего немецкого ученого Вильгельма Оствальда (Wilhelm Ostwald, 1853-1932гг.) о теории цвета в нашей стране известны мало. Единственной работой, переведенной на русский язык, стала книга «Цветоведение» Ленинград 1926г. («Farbkunde» Leipzig, 1923 г.)

Хотя мы ежедневно видим воплощение его работ в мониторах компьютеров, смартфонов, телевизоров, которые воспроизводят цвет в кодировке RGB (red, green, blue, — красный, зеленый, синий), эта система была разработана на основе открытий Оствальда.

Вильгельм Оствальд краткая биография.

Вильгельм Фридрих Оствальд родился 2 сентября 1853 года в Риге в семье немецких рабочих. Во время учебы в гимназии с 1864 по 1871 параллельно занимался живописью, игрой на скрипке, фортепьяно, изучением фотографии и, даже, опытами по пиротехнике.

В 1872 году поступил в университет в городе Дерпт (в наше время называется Тарту) на химический факультет (Chemiestudium Universität Dorpat). В 1878 году защитил докторскую диссертацию на тему «Объемно-химические и оптико-химические исследования».

В 1887 году Оствальд был приглашен на должность профессора – заведующего кафедрой физической химии в Лейпцигском университете. Под его руководством повысился уровень и популярность кафедры, увеличивалось количество студентов и в 1895 году кафедра получила статус отдельного Института физической химии. С момента образования институт стал научным центром подготовки нового поколения химиков, физиков, исследователей, многие из которых стали Нобелевскими лауреатами. В 1909 году за решение вопросов химической кинетики и катализа Вильгельм Оствальд получил Нобелевскую премию по химии.

Несмотря на обширную научную деятельность Оствальд продолжал заниматься живописью. С 1915 года он участвовал в выставках, в 20-е годы устраивал большие персональные выставки.
Начиная с 1910 по 1920 был опубликован ряд работ, посвященных учению о цвете. С 1921 года начинает издаваться журнал «Цвет» («Die Farbe»), посвященный всем отраслям цветоведения. Помимо сугубо научных и теоретических вопросов в нем освящаются темы прикладного искусства, учебных программ в художественных школах, промышленного производства цветовых материалов и т.д.

Оствальд внес большой вклад в дело популяризации и продвижения точных наук. Только к 1904 году им было написано 77 учебников и более 300 научных статей.
Умер Вильгельм Оствальд 3 апреля 1932 г. в возрасте 79 лет.
В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Вильгельма Фридриха Оствальда кратеру на обратной стороне Луны.

Описание цветового круга Оствальда.

В отличии от Иоганеса Иттена, о ком шла речь в предыдущей статье, Вильгельм Оствальд не был профессиональным художником, зато был крупнейшим ученым, посвятившим всю жизнь научным исследованиям и работе в химических лабораториях. Поэтому все выводы и правила, созданные им, содержат серьезные научные обоснования.

Цветовой круг Оствальда описание

Существенным отличием цветового круга Оствальда от работы Иттена стало изменение состава основных цветов (цветов первого порядка). Вместо синего-красного-желтого, Оствальд предложил строить спектр от сочетания: красный-зеленый-синий.
Выбор этих цветов был обоснован тем, что в процессе исследований и опытов было обнаружено, что физиология восприятия цвета нашими глазами выделяет именно эти три цвета и на основе их формирует другие.

Именно Оствальд ввел это сочетание в основу цветового круга, хотя само понятие «основных цветов» неуместно, так как в его схеме все цвета расположены на одном уровне.

Цветовой круг Оствальда представляет собой окружность, поделенную ровно на 24 части, каждая часть заполнена определенным хроматическим цветом (без черных, белых, серых оттенков). Существуют различные варианты круга Оствальда, отличающиеся формой сегментов, также есть модели, где цвета постепенно переходят один в другой без разделителей. Но это всегда 24 цвета, расположенные в заданной последовательности.

Группу цветов, расположенных последовательно, называют смежными, а цвета, расположенные друг напротив друга комплементарными (химическое понятие обозначающее взаимное соответствие).
Любые три цвета, равноудаленные друг от друга образуют триады, то есть единое сочетание, состоящие из трех частей. Для удобства определения таких групп можно представить равносторонний треугольник и поместить его при любом наклоне в круг, те цвета, которые попадают на вершины образуют триады.

Структура Цветового круга Оствальда

Целью Оствальда в его глубоком изучении цвета была разработка принципов подбора гармоничных сочетаний, которые можно напрямую использовать в производстве. Даже книга «Цветоведение», вышедшая в 1923 году, имела полное название:

«Цветоведение: Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей, врачей, физиологов, психологов, колористов, цветовых техников, печатников, керамиков, красильщиков, ткачей, художников, кустарей, живописцев плакатов, рисовальщиков узоров, модистов».

В своих работах он часто использует термин «гармония-закономерность», поясняя, что ученые научились измерять цвета, определять их «координаты» в визуальном пространстве, это, в свою очередь, дает возможность сознательно подбирать закономерные комбинации, зная их вид в естественных условиях.
Вильгельм Оствальд один из немногих ученых, чьи новаторские разработки сразу были приняты на вооружение и показали себя в работе. Германская текстильная промышленность, фарфоровые заводы в городе Мейссен первыми оценили практическую пользу от оствальдских цветовых схем и методах подбора цветовых сочетаний, о чем оставили документальные отзывы (их можно почитать в книге «Цветоведение»).

Оствальдом были разработаны целые наборы красок для обучения в художественных школах и училищах. Он подготовил практические задания по цветоведению, по которым обучались поколения европейских художников.
Вклад Оствальда в науку изучения цвета колоссален, многие системы анализа и упорядочивания цвета, существующие в наше время, базируются на его работах.

На уроках композиции мы уделяем особое внимание методическим приемам и схемам создания работ, так как они дают ясное представление о последовательности действий и конечной цели. На первых этапах обучения такой подход закладывает прочную базу, на основе которой можно развивать любые творческие способности.