Первым заданием нашей программы обучения живописи является натюрморт гризайль.
По академическим стандартам гризайль всегда входила в группу базовых упражнений. Вне зависимости от стартового уровня или целей обучения начинать следует с этой темы.
В художественном образовании техника гризайль давно считается сильным подспорьем для начала обучения. Ученику, не владеющему в полной мере работой с цветом, предлагается идти поступательно, и, как не покажется странным – исключить цвет из работы. То есть сконцентрировать внимание только на тональных и композиционных отношениях между деталями картины. Поэтому подмалевки под картины или эскизы для монументальных росписей выполняются в технике гризайль. Это дает возможность яснее представить концептуальный замысел картины, выделить светотеневой центр, передать расположение передних и задних планов.
Существенным плюсом техники гризайль является доказательство того, что цвет в живописи не является определяющим фактором реалистичного изображения натуры. Тем более красками не всегда можно передать силу и насыщенность оригинального цвета. На плоскости листа именно тональные отношения отвечают за идентичный облик постановки.
Гризайль называют промежуточной стадией между рисунком и живописью. Но если в рисунке объем наносится с помощью штриховки, которой можно постепенно набирать тон и легко стереть, в живописи объем создается с помощью мазков, так называемой лепкой. Лепка объема принципиально отличается от штрихования тем, что карандашом объем создается из нарисованной формы, понемногу усиливая тень и свет. Мазками форма создается объемом и лепиться сразу, желательно в один-два прохода, чтобы сохранить свежеть и легкость живописи.
Гризайль помогает справиться с частой ошибкой – не позволяет превратить живопись в раскрашенный рисунок. Так как предметный цвет в реалистической картине никогда не выступает открыто, он всегда изменен пространством, тенями и рефлексами, то использовать чистые цвета нужно аккуратно и постепенно. В последующих статьях будет подробно описано изменение цвета на свету и в тени, но на этой стадии важно научиться передавать объем, материал, текстуру с помощью одного цвета.
Описание урока натюрморт гризайль.
Работа выполняется темперой или гуашью. Понадобится два цвета, первый это белила – обязательный, второй – это черный или коричневый (умбра). Для первого раза мы рекомендуем использовать сочетание черного и белил. Хотя на данный момент гризайлью называется однотонная живопись, выполненная с помощью белил и любого другого цвета. Если речь идет об акварели, то используется только один цвет, белый цвет заменяет вода. Формат листа А2.
В нашей художественной студии всегда установлены натюрморты для всех уровней подготовки. Для начала выбирается простая постановка, с небольшим количеством бытовых предметов и моделей фруктов, овощей.
Перед началом работы рекомендуем замешать на палитре 3-4 оттенка серого, с постепенным усилением тона. Попробовать насколько меняется насыщенность серого цвета от добавления белил.
В процессе работы над этим заданием возникает много моментов, нуждающихся в пояснении, например:
- после первой прокладки тона для уточнения передних и задних планов нужно установить тональные отношение рядом стоящих предметов;
- вначале нужно выявлять крупные общие формы, не углубляться в детали;
- светотеневое объединение масс и обобщение дальнего плана проводится одновременно с выявлением характерных особенностей разных материалов, присутствующих в постановке.
И множество других методических замечаний, влияющих на успешное течение работы.
В дальнейшем, во время обучения или создания творческих произведений, будет появляться такая проблема как цельное восприятие картины. Оно в первую очередь зависит от того, насколько краски подчинены единому цветовому строю, насколько органично выглядит их объединение. Живопись гризайль, а в будущем создание подмалевков в этой технике помогут правильно собрать массы и объемы в один организм.
Главным итогом этого задания станет формирование навыка работы красками и смелого обращение с моделированием объема. Вы будете знать последовательность работ, на каком этапе выделять основные формы, когда, наоборот, уделить время деталям, и многое другое.
Задание во всех смыслах очень полезное, актуальное. Некоторые ученики, прошедшие у нас обучение, регулярно посещают уроки для повторения именно этого задания, по отзывам следует, что гризайль отлично тренирует графические и живописные навыки.
Записаться на уроки живописи можно по телефонам: 8 903 669-66-79 или 8 903 668-69-36.